Previous Entry Share Next Entry
14 стратегий лидера во время кризиса
nikolay_rysyov
ЛИДЕРСТВО И КРИЗИС
(Из нового 3-его издания книги Николая Рысёва "Технологии лидерства. О Богах, Героях и Руководителях")

По большому счету слово «лидер» имеет много смысловых связей со словом «кризис». Можно даже сказать так. Когда начинается лидерство? Когда руководитель приходит на работу? Нет! Когда сталкивается со сложной задачей? Нет! Так, когда же? Когда начинается лидерство? Ответ – когда наступает кризис. Именно во время кризиса у руководителя есть возможность проявить себя в качестве лидера. Лидер принимает такие решения и оказывает такое воздействие, которое больше никто не умеет и не может. И такие решения и воздействия нужны больше всего во время кризиса, когда люди находятся в растерянности, когда ресурсы стремительно и безнадежно тают, количество проблем растет, как снежный ком, а возможностей не видно. Ну, ни одной возможности ни видно, даже самой малюсенькой!
Мы сейчас говорим о лидерстве по гамбургскому счету! Виктор Шкловский, соперник Михаила Булгакова на любовном фронте, придумал эту идиому «гамбургский счет», что означает подлинную систему ценностей, лишенную давления сиюминутных обстоятельств и корыстных целей. По преданиям цирковые борцы конца 19 – начала 20 веков перед поединками, которые проходили на глазах многочисленных зрителей, договаривались, кто победит, а кто будет повержен. Но раз в году они собирались где-то в Гамбурге, в каком-то трактире, запирали дверь, занавешивали окна и боролись по-настоящему. В этих-то поединках и проявлялись истинные победители! Победители по гамбургскому счету!
Так вот, когда наступает кризис, тогда и можно говорить о лидерстве по гамбургскому счету!
Итак, как же лидеры реагируют на кризис? Зададим вопрос шире. А как, вообще, руководители и компании реагируют на кризис? Вот, какие варианты возможны:
1. Затаиться, переждать, ничего не делать.
2. Пробовать все возможное, активность ради активности.
3. Делать то, что делается, плыть по течению, работать в обычном режиме.
4. Сделать простое и сиюминутно эффективное (к примеру, демпинг).
5. Сделать очевидное и эффективное в среднесрочном периоде (к примеру, снизить затраты).
6. Воспользоваться кризисом для решения старых, накопившихся вопросов.
7. Избирательно искать новые возможности во время кризиса.
8. Предпринять стратегию наступления.
9. Героические поступки.
Девять стратегий поведения в кризисных обстоятельствах. Первые четыре стратегии реагирования могут привести как к положительным результатам, так и к серьезным потерям, и даже к краху. Пять остальных, так или иначе – продуктивны, рано или поздно они могут привести к позитивным изменениям в вашем деле. Но есть еще пять, чаще всего деструктивных (за некоторым исключением) способа поведения:
10. Все бросить, оставить пост.
11. Устроить пир во время чумы.
12. Официально забрать деньги и сбежать.
13. Разбой, грабеж и воровство.
14. Рубить всем головы.
















А теперь разберем все по порядку, снабдив большинство (если быть точным, то восемь) реакций выступлением руководителя, так сказать, лидерской залихватской речью, которую мы так хорошо и детально (и вне всяких сомнений результативно) рассмотрели в главе, посвященной умению делать лидером заявления. Предлагаю вам, как часто мы это делаем, сыграть в игру: вы читаете мой пример высказывания руководителя и затем говорите, какая риторическая фигура там используется. А в конце этой главы вы сможете сверить свои ответы с правильными.
Для тех, кто не читал главу про фигуры речи, предлагаю другую игру: ответьте, пожалуйста, на вопрос, есть ли еще способы реагирования на кризисные ситуации, кроме вышеперечисленных? Ответ присылайте по адресу recont@recont.ru. Первым пяти участникам конкурса, которые пришлют разумные и толковые версии (подчеркиваю, толковые!), полагается приз – моя новая книга «Активные продажи - 3».
К делу!

1. Затаиться, ничего не делать

Стратегия неплохая, но долго она работать не может. Обстоятельства сильнее нас, особенно во время кризиса. Это как спрятаться в ближайшем магазине, если внезапно пошел дождь. Разумеется, какое-то время можно подождать. Но проходит 15-20 минут, а дождь не перестает идти, и тогда вы либо покупаете зонт в этом же магазине (о, чудо!), либо идете покупать его в другом магазине, либо мокните под дождем, добираясь до нужного места (или бежите до своей машины).
В бизнесе затаиться можно на достаточно короткое время, к примеру, на пару-тройку недель (иногда на пару-тройку дней (иногда на пару – тройку часов (иногда на пару-тройку минут). Затем нужно двигаться. А иначе вы рискуете быть подмятыми неумолимыми обстоятельствами.

Итак, всех прошу внимательно слушать! Буду говорить сразу по существу! Грянул гром, сейчас реальный кризис. Нам нужно понять, что делать. И знаете, что мы будем делать? Ответ прост. Мы сейчас ничего не будет делать! Затаимся и попытаемся понять, что сейчас более оптимально, что нужнее всего. 2-3 недели наблюдаем, затем принимаем решение, что делать дальше. Если я спустя 3 недели буду настаивать на том, что еще нужно время для понимания ситуации, не верьте мне. Вы должны давать мне предложения по выходу из кризиса, чтобы я вам ни говорил в ответ. Это понятно?
Итак, мы наблюдаем, и из наблюдения делаем выводы, а выводы нас приводят к активным действиям.


Стратегия кажется достаточно целесообразной, если вы применяете ее не к компании в целом, а к отдельным направлениям. К примеру, агентство недвижимости во время кризиса не предпринимает никаких активных действий в отношении развития ипотечного направления. Не то, чтобы эта деятельность закрывалась, нет. Просто делается пауза на некоторое время. Надо подождать, пока уляжется буря в банковской сфере, посмотреть на изменения в законодательстве и дождаться окончания потребительского оцепенения.

2. Пробовать все возможное, активность ради активности

Как вы помните, мы говорили, что эта стратегия двойственная. Она может повергнуть компанию в пропасть. Чтобы этого не допустить, лидер призывает своих сотрудников к активным поисковым действиям.

Говорят, то, что нас не убивает, делает нас сильнее. Любое промедление, - поверьте мне, сейчас моя интуиция меня не обманывает, - нас может сейчас уничтожить! Кто из вас хочет быть сломленным обстоятельствами? Мне кажется, мы все заинтересованы в выживании компании. Поэтому, прошу вас максимально мобилизоваться. Лучше хоть что-то делать, чем ничего. Двигаться вправо, влево, вверх, вниз. Помните басню про двух лягушек? Они обе попали в молоко, одна попыталась выплыть, осознала всю тщетность своих действий, и тогда решила поддаться обстоятельствам и утонула. Вторая дергалась и брыкалась, не смотря ни на что. Она даже не понимала, что от этого может измениться, но не хотела сдаваться. И вторая лягушка взболтала молоко и взбила его, превратив в масло, и вылезла из банки. К работе!

В данном случае, разумеется, существует риск, что очередное предпринятое поисковое действие приведет к более крупным потерям, чем отсутствие данного действия. Но, как говориться, лучше жалеть о том, что сделал, чем жалеть о том, чего не сделал.

3. Делать то, что делается, плыть по течению, работать в обычном режиме

Данная стратегия может быть осознанной и неосознанной. Это факт. Могут быть разные причины и обстоятельства. Это тоже факт. К примеру, лидер компании заявляет: «Нас кризис не касается, работаем, как работали». Руководитель может так говорить по трем причинам. Первая. Потому что их действительно он не касается (повезло!). Вторая. Кризис касается их компании или сферы деятельности, но руководитель этого не понимает или не хочет признать. Или боится с этим согласится (не повезло!). Третья. Руководитель понимает, что кризис их тоже задевает, но хочет убрать всякую панику со стороны подчиненных и настроить всех на деловой лад (на время может сработать).
Другой пример. Лидер говорит всем.

Да, кризис, да тяжело, но разве мы такое не переживали? Конечно «да», и не раз. Переживем и этот кризис. А для этого нужно просто работать, как работали. А то еще и лучше! Вы хотите, чтобы кризис управлял вами? Надо самим управлять кризисом!

Если компания крепкая, с хорошими резервами, то такой подход представляется не только возможным, но и разумным. Особенно на первое время. Стратегию, если что, можно потом поменять.
Плыть по течению не всегда плохо и не всегда хорошо. Если вас несет река, и вы не знаете, что будет дальше, то равновероятно, как то, что вас бросит в водопад, так и то, что вы окажетесь в тихом разливе с пологими берегами. Воображение живо рисует поединок между Лао Цзы с силой Дао и конкистадором Кортесом с извечным стремлением к завоеванию нового. Как вы думаете, кто победит?

4. Сделать простое и сиюминутно эффективное (к примеру, демпинг)

Есть вещи, которые нам быстро приходят в голову, если мы оказываемся в неприятном положении. К их числу относится демпинг. Естественно, если мы снижаем цены, то начинаем обладать большей привлекательностью для клиента. Но будем честными, это не на долго. Во-первых, мы сами не имеем возможности держать так долго низкие цены. Ведь нам надо что-то зарабатывать! Во-вторых, наши конкуренты стремительно реагируют на наш вызов. Кто-то также снижает цены (и вы уже в ловушке!), кто-то начинает говорить очень громко о своих преимуществах, кроме цены. И, в-третьих, не все клиенты считают низкую цену основным и единственным критерием.
Но на какое-то время данная стратегия может выручить, хотя и всегда остается риск гонки демпинга, если в эту игру вовлекаются ваши соперники на рынке. Некоторые мудрые руководители снижают цену не на весь ассортимент, а только на выборочные позиции, чтобы, так сказать, привлечь внимание клиентов.

Внимание! Какое слово очень сладкое? Халява!
Что значит для наших клиентов низкая цена? Халява!
Что мы предложим нашим клиентам на данный момент? Халяву!
А что это значит для вас? НЕ халява!
Вам нужно очень внимательно посмотреть на ассортимент и выделить те позиции, которые привлекут внимание наших клиентов низкой ценой, если мы ее предоставим, но не заберут много прибыли у нас. На остальной товар цены останутся неизменными. Может быть, даже на что-то мы их поднимем.


5. Сделать очевидное и эффективное в среднесрочном периоде (к примеру, снизить затраты)

Данная стратегия, можно сказать, является развитием предыдущей. Здесь лидер также предпринимает достаточно очевидные и простые действия. Но они по своей выгоде уже не краткосрочные, а среднесрочные, а по своим рискам – минимальны. Ну что может быть плохого, от более внимательного взгляда на собственные затраты?! Если в компании начинают меньше тратить денег на канцелярские товары, воду, почтовые рассылки – это не беда. Если в компании сокращают площадь аренды, заставляя людей потесниться, или даже переезжают в другое место – это четверть беды. Если в компании сокращают не ключевые позиции, увольняя людей, и сокращают затраты на малозначимые командировки – это полбеды. Если в компании сокращают расходы на обучение и маркетинг и снижают расходы на значимые командировки – это три четверти беды. Если в компании делают все это вместе, а еще и увольняют несколько ключевых лиц – вот это беда!

Значительное сокращение незначимых затрат – это сейчас основное! Вы сейчас мне скажете, что все важно. Но такие ваши слова будут означать бегство от работы. Не может быть все одинаково значимым. Нам нужно четко определиться с приоритетами.
Все затраты делим на четыре типа: ключевые, важные, текущие (обычные) и возможные.
Надо распределить затраты равномерно по этим четырем пунктам.
Затем мы автоматически сокращаем возможные затраты и половину текущих.
Если этого оказывается мало, мы отказываемся от 80 % текущих, обычных затрат и убираем одну треть важных.
Если и это не помогает, мы сокращаем важные затрат до 30 %.
Если положение дел остается очень сложным, мы оставляем 20 % текущих затрат, 30 % важных и 50 % ключевых.
Вот, что значит - значительное сокращение незначимых затрат!


В этой короткой речи лидер изложил серьезную, продуманную схему управления затратами. Такому алгоритму можно отдельную книгу посвятить! Хорошо, не всю книгу, но половину-то точно можно. Посмотрите, может быть, данная схема применима к вашей компании!?

6. Воспользоваться кризисом для решения старых, накопившихся вопросов

Кризис – это возможность пристально посмотреть на то, на что раньше не хватало времени. Уж слишком было много других хлопот в тучные времена! И хлопоты эти были приятные. Где, в каком городе, открыть новое представительство? Какие новые продукты запустить на рынок? Какие новые должности ввести, и каких людей взять, чтобы справиться с этим невероятным наплывом клиентов?! Как приятно об этом думать! Или еще, более сладкие мысли. Как и где провести мотивационную встречу директоров региональных представительств, на Ибице или в Риме? И самая приятная мысль. Пустить ли полученную суперприбыль в развитие компании или купить себе наконец-то хороший загородный дом (не каждому дана такая мысль)?
Но сейчас стало немного по-другому. Есть время, во-первых, осмотреться и исследовать ситуацию, а, во-вторых, принять важные управленческие решения. Какие? Ну, их может быть множество. Вот посмотрите, к примеру.
• Изменить функциональную структуру отдела или компании,
• Ввести новые методы и стандарты контроля,
• Серьезно проработать позиционирование компании и продуктов,
• Обучить персонал отдельным важным навыкам и умениям,
• Изменить товарный портфель компании,

Хотим ли мы остаться на плаву? (Пауза) Не вопрос, это даже не обсуждается! Хотим ли мы в этот сложный период чувствовать себя достаточно уверенно? (Пауза) А как же! Хотим ли мы сохранить тот уровень дохода компании, который у нас есть? (Пауза) Разумеется, это сейчас наша главная цель. Хотим ли мы иметь больше, чем раньше? (Пауза) А вот это истинно амбициозная цель!
Нам для этого нужно присмотреться к тому, что у нас происходит и провести изменения, которые давно назрели. За текущими делами, которые, конечно, были достаточно важными, мы оставляли нетронутыми вопросы, которые, может быть, даже тогда были столь же важны. А уж сейчас, думаю я, эти вопросы – одни из самых серьезных. Итак, первое, продуктовый анализ, второе, позиционирование продуктов, третье, изменение графика складской работы, четвертое, рассмотрение контроля качества производства с точки зрения новых критериев. На первое время достаточно. Распределим ответственность. Подчеркивая, я не говорю, что у нас эти вопросы из рук вон плохо организованы. Ни в коем случае. Я утверждаю, что в этим местах у нас большие резервы, большие возможности!


Как вы понимаете, одним из накопившихся вопросов, конечно, может быть вопрос оптимизации затрат, но это частный случай. И при реализации данной стратегии мы задумываемся о сокращении тех затрат, которые и до кризиса вызывали у нас вопросы, да руки не доходили. Если же говорить о снижении затрат, как об отдельном целенаправленном желании, то надо вернуться к предыдущей стратегии.

7. Избирательно искать новые возможности во время кризиса

Еще одной стратегией поведения руководителя и компании во время кризиса является поиск новых возможностей. И здесь мы говорим о возможностях, которые предоставляет нам кризис. А иначе данная стратегия не будет отличаться от предыдущей. Именно кризис дает некоторым возможности. Какая грустная и правдивая поговорка: «Кому - война, а кому – мать родна»! Как вы понимаете, она про возможности во время кризиса. Не хотел вспоминать уже избитую истину, но мало ли кто-то еще не знает. Так что, скажу. Китайский иероглиф, обозначающий «кризис», состоит из двух частей. Одна из этих частей в отдельности переводится как «возможность».

Начну с примера! Если вы отдыхаете в деревне, и пошел сильный дождь, вы, наверное, не пойдете в лес. Вы переждете. Но что вы будете делать потом, когда будет светить солнце? Если вы не будете спать или пить водку, то пойдете в лес, потому что там вырастут грибы! Для нас острая фаза кризиса – это дождь. Да, я понимаю, что может быть еще один виток кризиса, еще один дождь. Но сейчас появляется солнце. Грибы – это возможности. Но их надо искать. Они сами вам в корзинку прыгать не будут.
Надо сейчас постоянно думать, какие новые возможности мы можем найти. Может быть, новый тип клиента, которого мы раньше упускали. Вот у меня знакомый генеральный директор фирмы, Виктор, которая продает электротехническое оборудование. Их потенциальные клиенты работают с их конкурентами. Все достаточно просто. Клиенты набрали много в долг, теперь не могут отдать. Соответственно, конкуренты моего знакомого не отгружают больше клиентам. Что это означает для него, для моего знакомого генерального директора? Как вы думаете?
Это значит, что есть возможность зацепиться за новых клиентов! Им сейчас никто не дает в долг, потому что они должны всем. А Виктор решил так: можно им слегка в долг отпустить товара, чтобы установить отношения, чтобы зацепиться. Понимаете? Риск, конечно, есть. Но есть и большие возможности найти новых клиентов, с которыми потом будешь работать ближайшие лет 10. Разумеется, надо все под контролем держать и товар направо и налево не разбрасывать.
Ищите возможности!


8. Предпринять стратегию наступления

Кризис некоторых стирает в порошок (о, всепроникающий Вишну, избавь нас от этой участи!). Многих кризис сильно ослабляет (великий Один, дай нам силы устоять на ногах!). Но есть единицы, которые вопреки или благодаря кризису становятся сильнее (воздадим славу бесконечному всемогуществу исполненного собственного света Митры!).
О них сейчас речь. О тех, кто направляет свое войско в бой, когда остальные в смятении. О тех, кто предпринимает наступление с целью завоевать не только выгодные позиции и форпосты, но и новые плодородные территории.
Что же мы можем сделать как лидеры?
Может быть, начать серьезную кампанию, целью которой являются 50 % клиентов, с которыми сейчас работают наши конкуренты? Пожалуй.
А может, выпустить на рынок новой продукт, который должен отвоевать серьезную долю рынка, сопроводив это массивной рекламной кампанией? Да.
Или сообщить всем и каждому, что отныне в вашей компании действует новая система контроля качества и сервиса? Отлично.
А если просто сильно снизить цены? Нет. Эту стратегию мы проходили в другом месте.
Как мы понимаем, чтобы осуществлять такую стратегию, нужно:
• во-первых, иметь серьезный запас прочности, чтобы выдержать удар кризиса,
• во-вторых, обладать достаточными ресурсами для активных действий,
• в-третьих, иметь стратегическое видение своего наступления,
• в-четвертых, быть полным решимости реализовывать задуманное,
• в-пятых, обладать достаточной гибкостью, чтобы вовремя и в нужном направлении корректировать свои действия.
Ну, где найти такую компанию и такого лидера, чтобы увидеть это воочию и поучиться?!
«Да, нет же, таких людей и компаний достаточно»! – скажете вы. И будете совершенно правы. Нужно просто пристально всмотреться в окружающее. Если поставить перед вашими глазами стекло, то что вы будет видеть? Мир вокруг. А если поместить перед вами зеркало, что вы увидите? Самого себя, только самого себя. Рекомендация столь же простая, сколь и действенная. Смотрите через стекло.
Есть конечно мастера, которые с помощью зеркала могут увидеть, что происходит вокруг… Но это уже совсем другая история.
Итак, пример лидерской речи.

Вы прекрасно знаете, что мы мало чего решаем в компании. Мы бригада сборочного цеха. Я – бригадир, вы – рабочие. Нам говорят, что делать, вы работаете, я вас контролирую.
Вы прекрасно знаете, что мы много чего решаем в компании. Мы бригада сборочного цеха. Я – бригадир, вы – рабочие. Если мы будем делать отлично, то, что нам говорят делать хорошо, то компании удастся ввести новую систему контроля качества. А значит, можно будет выпускать новую серию нашего продукта с уверенностью, что потребители будут довольны.
С одной стороны, мы клиента в глаза не видим. Что нам до него!? С другой стороны, именно он, в конечном счете приносит деньги. А деньги клиента – это наши зарплаты и премии.
Я вас не прошу целый день минута за минутой следить за качеством и контролировать каждую мелочь (пауза). Я вас прошу целый год минута за минутой следить за качеством и контролировать каждую мелочь!
Сейчас наша компания будет проводить серьезную рекламную кампанию, чтобы привлечь внимание клиента к новому продукту. Наша задача сделать так, чтобы после того, как клиент купил, он остался доволен!


Надо подчеркнуть, что к стратегии наступления также относится скупка конкурентов и другие способы законного захвата власти силой.
Итак, мы заканчиваем приведение примеров лидерских выступлений при реализации стратегий реагирования на кризис. «Как же так!? – справедливо воскликнет внимательный читатель, - остались же не тронутыми еще шесть стратегий: «Героические поступки», «Все бросить, оставить пост», «Устроить пир во время чумы», «Официально забрать деньги и сбежать», «Разбой, грабеж и воровство» и «Рубить всем головы». На это есть ответ! Первая из перечисленных стратегий – «Героические поступки» - столь необычна и значима, что мы постараемся более глубоко ее проработать в отдельной, следующей главе. А пяти оставшимся стратегиям мы посвятим сейчас свое недолгое, но, все-таки, пристальное внимание, но уже не будем приводить примеры лидерских словесных заявлений. И я думаю, вы поймете, почему.
Предупреждаю, все следующие стратегии так или иначе все мрачные. Причем с разной степенью: от слегка мрачненьких до тех, что мрачнее тучи. Увы.

10.Бросить все, оставить пост

По поводу «бросить все, оставить свой пост» скажу только, что во время кризиса некоторые закрывают свои компании. Тут сложно огульно судить. Это может быть оправданным шагом, а может быть проявлением слабости лидера. Некоторые лидеры предаются дауншифтингу: уезжают на Гоа или в деревню, или резко меняют свою деятельность, становясь ди-джеями или бардами. Для лидера это может быть как психологическим бегством от проблем, так и важным конструктивным личностным прорывом.
Единственно, что точно можно утверждать, так это то, что компания при уходе лидера сильно страдает, если не погибает вовсе. С точки зрения компании – это, безусловно, плохо. Не смотря на то, что все империи когда-то рушились, это не значит, что покидать империю во время кризиса – лучший шаг. Покоряться ли неизбежному? Это вопрос вопросов. Да и неизбежно ли это так? В жизни больше сдавшихся, чем проигравших. Да здравствуют проигравшие и дай бог решимости сдавшимся не сдаваться в следующий раз!
Иногда компания перехватывается новым лидером или лидером, который был до этого в тени. Тогда компания может обрести новый облик, сердце компании учащенно и уверенно забьется, и все закрутиться и завертится. Такое развитие событий, надо признать, отрадно.
Еще одним возможным вариантом может быть добровольный уход лидера и передача власти, когда он достаточно мудр, чтобы осознать, и достаточно силен, чтобы признать, что ему уже не справиться с нахлынувшим кризисом, и поэтому пора другим брать бразды правления. Это, наверное, тот самый редкий случай, когда стратегия лидера «бросить все» продуктивна для его компании (или страны).
Совсем недавно умер Джордж Сэлинджер. В 1956 году он написал «Над пропастью во ржи». Если вы не читали, то обязательно почитайте. Для многих поколений Сэлинджер был идейным лидером. Но сам он последние 50 лет вел затворнический образ жизни и не предлагал миру новых своих произведений. Он оставил пост. Но не нам дано судить таких великих людей!

11. Пир во время чумы

Пир во время чумы.
Диковинные формы может принимать такая стратегия. К примеру, проведение абсолютно ненужных, необдуманных, а, может быть, даже вредных для компании презентаций и промоакций с целью показать свое могущество. Или вывод на рынок нового продукта или услуги, которые сами по себе еще не достаточно проверены, и поэтому нельзя с уверенностью говорить об их функциональности, надежности или привлекательности для клиента. Можно выводить во время кризиса на рынок новый тип связи «27G», можно завешать весь город рекламными щитами и постоянно проводит стимулирующие акции в торговых центрах. И это может оказаться продуманной стратегией наступления. И это может привести к отличным результатам. Но! Но, если качество связи не соответствует данной рекламе, то, скорее всего, это пир во время чумы.
Пир во время чумы может быть осознанный и бессознательный. В первом случае это крайне рискованное предприятие со словами «была – не была» или «пан или пропал». Во втором случае это либо слепая вера в бессмысленное действие, либо крик отчаяния «один раз живем!».
Пир во время чумы происходит с позволения лидеров или по их прямому указанию. Вспомним римского императора Нерона, который в своем безумии дошел до того, что своего коня произвел в сенаторы, а всем статуям во дворце отрубил голову и на их место водрузил свое изображение. Вот это настоящий пир во время чумы! Есть с чего брать пример!
Выращивание кукурузы Хрущевым – это тоже пир во время чумы. Для тех, кто не знает, напомню, что генеральный секретарь КПСС (лидер) СССР Н.С. Хрущев после поездки в США, воодушевившись местным кукурузными полями, приказал и СССР выращивать кукурузу в огромных масштабах. Ни к чему особо хорошему это не привело, но смех и даже сарказм вызвало.

12. Официально забрать деньги и сбежать

Данный способ поведения во время кризиса демонстрирует не так уж мало компаний и людей. Хочу подчеркнуть, что от следующей последней стратегии «Разбой, грабеж и воровство» от отличается своей законностью и официальностью. Конечно, иногда сложно провести четкую границу между тем, что законно, и тем, что нет. Подчас законы меняются так, что то, что было незаконно вчера, сегодня представляется приемлемым с официальной точки зрения. Бывает и наоборот, сами знаете. Более того, если власти очень захотят, они такое могут увидеть даже в безобидном действии! Так что определенный произвол всегда возможен. Но мир вообще не совершенен, и не достойно для сильных лидеров роптать на судьбу. Тут надо или ей покоряться, или ее менять. А жаловаться – это удел слабых.
Итак, что же делают лидеры в случае реализации данной стратегии? К примеру, переводят деньги на другие счета и банкротят свою компанию. Или продают свою часть акций в преддверии падения котировок. Помните фрагмент из фильма «Крестный отец – 2», где главный герой, глава мафии, которого играет молодой Альпачино, прилетает на мафиозную сходку на Кубу? Он видит, что повстанцы отдают жизнь во имя Фиделя Кастро, и осознает близость краха настоящего марионеточного правительства. И что он делает? Просит отдать ему его часть денег, причем всем объясняя, почему он так делает.
А что происходит с людьми, которыми управляет лидер? Думаю, могут быть разные варианты. Лидер может забрать с собой костяк команды или взять нескольких самых верных людей. Но, безусловно, определенных человеческих потерь здесь не избежать. Если компания большая, и она банкротится, то многие теряют свои рабочие места. Более того, могут пострадать, и чаще всего так оно и бывает, как клиенты, так и поставщики компании. Многие счета не оплачены, многие обязательства не выполнены.

13. Разбой, грабеж и воровство

Вспоминаются лихие 90-ые годы! Особенно их первая половина. В стране был кризис и многие применяли стратегию «разбой, грабеж и воровство». Ни все, конечно, далеко не все. Сам не люблю огульных излишне обобщенных суждений.
Воспользоваться под шумок ситуацией, взять то, что плохо лежит или вовсе отобрать силой, присвоить себе. Да, и сейчас это происходит. К примеру, рейдерские захваты.
В эту стратегию я не намерен углубляться, не считаю себя в ней специалистом и не собираюсь им быть. «Каждое ведомство должно заниматься своим делом»! – говорил Воланд.
Но сказать о ней было нужно, потому что она является частью мировой и национальной управленческой культуры.

14. Рубить всем головы

Иван Грозный, Иосиф Сталин, чтобы там не говорили их защитники и поклонники, все-таки отрицательные персонажи российской истории. Они были лидерами , основным типом реагирования на кризисные ситуации которых являлась стратегия «Рубить всем головы». Мне кажется, что это у нас в крови – быть одним из семерых: кровавым тираном, искренне служащим делу, святым мучеником, диссидентом - беглецом, подлецом - доносчиком, псом – палачом или послушным простолюдином (кто скажет, что он не искренне служащий делу?!).

























В рамках страны такая лидерская стратегия нам хорошо известна (а кому-то до сих пор желанна). А вот в рамках компании? Что скажет уважаемый читатель? В своей жизни однажды я встречался с одной подобной компанией. Они постоянно набирали персонал разного уровня. И постоянно его увольняли. Лидеру компании, видимо, нравилось, рубить другим головы (в переносном смысле, естественно).
Полагаю, что в крупных корпорациях возможно культивирование атмосферы страха рубленных голов. В малых, очевидно, это тоже возможно.
Преимущества данной стратегии обсуждать мы не будем, потому что они крайне сомнительны, а недостатки не будем рассматривать от того, что они очевидны.
Вот теперь мы завершаем описание четырнадцати стратегий реагирования лидеров и компаний на кризис. Подумайте, пожалуйста, к каким стратегиям вы лично более склоняетесь? Какие вам более всего нравятся? Какие вы считаете самыми результативными? Причем, может быть так, что сознательно предпочитать вы можете одну из стратегий, а чаще всего применять - другую. Если у вас это так, то вы нашли еще один повод подумать! Так это же здорово, когда есть такой повод!!!
Для тех, кто играл в игру, предложенную в начале главы, предлагаю ответы. И двигаемся дальше.

Ответы на задачу про фигуры речи (для тех, кто старался понять): 1 – стык, 2 – парантеза, 3 – хиазм, 4 – эпифора, 5 – кольцо, 6 – градация риторических вопросов, 7 – метафора, 8 – парцелляция.

Итоги:

• Кризис является неотъемлемой частью развития и движения. Главный вопрос в связи с этим состоит в том, как лидеры и компании реагируют на кризис.
• Существует 14 реакций на кризис:
o Затаиться, переждать, ничего не делать.
o Пробовать все возможное, активность ради активности.
o Делать то, что делается, плыть по течению, работать в обычном режиме.
o Сделать простое и сиюминутно эффективное (к примеру, демпинг).
o Сделать очевидное и эффективное в среднесрочном периоде (к примеру, снизить затраты).
o Воспользоваться кризисом для решения старых, накопившихся вопросов.
o Избирательно искать новые возможности во время кризиса.
o Предпринять стратегию наступления.
o Героическая жертва.
o Все бросить, оставить пост.
o Устроить пир во время чумы.
o Официально забрать деньги и сбежать.
o Разбой, грабеж и воровство.
o Рубить всем головы.
• Первые четыре типа реагирования («Затаиться, переждать, ничего не делать», «Пробовать все возможное, активность ради активности», «Делать то, что делается, плыть по течению, работать в обычном режиме», «Сделать простое и сиюминутно эффективное (к примеру, демпинг)») могут быть как положительными, так и отрицательными с точки зрения результата.
• Следующие пять реакций на кризис являются конструктивными («Сделать очевидное и эффективное в среднесрочном периоде (к примеру, снизить затраты)», «Воспользоваться кризисом для решения старых, накопившихся вопросов», «Избирательно искать новые возможности во время кризиса», «Предпринять стратегию наступления», «Героические поступки»).
• Пять последних стратегий чаще всего (разумеется, есть исключения) являются деструктивными («Все бросить, оставить пост», «Устроить пир во время чумы», «Официально забрать деньги и сбежать», «Разбой, грабеж и воровство», «Рубить всем головы»).
• Для Лидера важным является умение, во-первых, выбрать необходимую стратегию на данный момент, и, во-вторых, реализовать ее.
Одним из высочайших проявлений Лидерства является Героизм, о котором пойдет речь в следующей главе.

?

Log in